Андрей Гекало
История о том, как электрик из Калининграда перебрался в Канаду и пришёл к своему мебельному производству.
В этом цикле статей, мы не пытаемся давать оценочные суждения. Говорить, что где-то лучше, или где-то хуже. Мы рассказываем истории коллег из мира дизайна и мебели, которые работают в других странах.

Поговорили о работе в найме, участии государства, особенностях рынка и многом другом.

Беседовал Егор Курьянчик.
Андрей Гекало. В кресле собственного производства.
- Андрей, расскажи о себе. Откуда ты, как и когда оказался в Канаде?

- Привет! Меня зовут Андрей Гекало, мне 41, сейчас я живу и работаю в Канаде, город Halifax, провинция Nova Scotia. Это город на восточном побережье Канады, с населением примерно 460 тыс человек. Иммигрировал я сюда всей семьей в 2017 году из Калининграда, но родом с юга России, из небольшого поселка Анапского района Краснодарского края.

-Расскажи о своём образовании. Был опыт в столярке?

- Отучился в университете Новочеркасска, Ростовская область. В 2005 году получил диплом инженера-электромеханика. Мне удалось поработать и главным энергетиком на бетонном производстве, и начальником этого же производства. Служил и в Российской армии "пиджаком" ,на должности командира роты связи во Владикавказе и в городе Гюмри, Армения. После дембеля, живя и работая в Анапе, влюбился в отдыхающую из Калининграда, и по ее приглашению приехал на ответный визит в ее родной город, где и остался. С 2009 и по 2017 год я работал электриком в отделении испытаний стационарных плазменных двигателей на ОКБ "Факел" - это одно из подразделений Роскосмоса, где даже у простого слесаря - высшее техническое образование.
Электрик в Калининграде.
Увлекся станками с ЧПУ и потихоньку на этом секретном производстве в своей секретной мастерской построил свой первый секретный мини-станок...
- А как пришёл к столярному делу?

-Через электрику. Работа электрика на заводе, не пыльная, и если ты сидишь и ничего не делаешь, то это означает, что ДО этого ты все сделал хорошо, и все механизмы работают на 100%. Так у меня и появилось свободное время. Увлекся станками с ЧПУ и потихоньку на этом секретном производстве в своей секретной мастерской построил свой первый секретный мини-станок, это был где-то 2013 год. Потом все мои увлечения так или иначе касались станков с ЧПУ: начал делать 3D резьбу на янтаре, начал делать украшения из янтаря, паять мельхиоровые оправы и вставлять туда всякого рода 3D камео, которые очень неплохо продавались на Ярмарке Мастеров, на Etsy и на Ebay.

-Как оказался в Канаде?

Параллельно со станками ЧПУ, с янтарными украшениями, с увеличением членов семьи (у нас 2 дочки), учили английский, сдавали специфические тесты на знание языка, подготавливали документы на иммиграцию и в 2017 году, иммигрировали в Канаду. Весь процесс у нас занял примерно 3 года.

Прилетев в Канаду, я решил, что не вижу себя здесь электриком и тем более инженером-электриком, для этого нужно было подтверждать квалификацию, получать местные сертификаты и прочее, а мне нужно было сходу начинать кормить семью. Я подал резюме на CNC machine operator (оператор ЧПУ станка) в небольшую мебельную фирму, где меня сходу и взяли.
Наёмный оператор CNC. Уже в Канаде.
- Расскажешь немного «внутряка» в канадском найме?

- Это была небольшая фирма, в которой работало человек 7 в цеху, включая дизайнера, и пару человек на установке. У них горел большой обьект: строилась high school (школа для выпускных классов), и вот эта фирма делала всю мебель для этой школы. Время поджимало, поэтому они наняли меня и еще несколько ребят. По окончанию этого большого заказа они сказали, что больше таких объёмов нет, все новенькие работники свободны, а босс, срубив бабла, укатил на теплые острова нюхать кокаин и кататься на яхтах (про кокаин не шутка). С сентября 2017 года я неожиданно остался без работы.

-Как в кино)) Ну а дальше?

- Довольно быстро я устроился в фирму по производству кухонь. Это была небольшая семейная фирма, но известная в нашем городе. Работали около 30 лет. Отец - главный босс, мать - главный бухгалтер, два сына - один заведует дизайнерами и шоу-румом, второй - ответственный за производство.

При трудоустройстве я не знал, что парень, который меня собеседовал - сын и собственник производства, поэтому собеседование проходило очень легко. Мне повезло. Это был суперклассный опыт работы там, и для меня случилось несколько открытий.

Во-первых, производство небольшое, в цеху тогда работало человек 9, и две бригады установщиков, но удивило меня то, что в любой момент времени тот парень по имени Адам, начальник и сын большого босса, в любой момент мог заменить любого отсутствующего работника: от конструктора и до покраски краскопультом в малярке. Он всегда говорил, что так совпало, и работа для него - хобби. Удивительно, как отличаются мажоры в Канаде от мажоров в России.

- Чем ты в этой фирме занимался?

- Мы с этим Адамом неплохо сработались. Параллельно со станком с ЧПУ я стал работать на кромочнике. Потом стал делать обслуживание всех станков и механизмов. Потом они стали расширяться, покупать новое оборудование, и я стал его настраивать и пускать в производство. Стали приходить новые люди, я стал их обучать, собеседовать.

- А как, в целом, опишешь обстановку в канадской мебельной фирме? Как работалось?

- Мне нравилось все на этом предприятии. Например, как относились хозяева к рабочим. Это и какие-то Christmas Party в ресторане, за счет работодателя (включая такси), это и просто, ни с того ни сего, какая-то BBQ party прям посреди рабочего дня. Это все конкретно мотивирует, чтобы работать в команде более плотно и плодотворно.

- А недостатки какие можете отметить?

- Единственное, что не нравилось - это график работы. Рабочий день с 7 утра и до 4 вечера. Иногда, когда нужно было совершить "рывок", то босс без предупреждения объявлял, что с завтрашнего дня работаем с 6:30 и до 16:30. А у тебя уже все по минутам расписано: дети в школах, после школы их забирает няня, потом ты забираешь детей от няни. И вот это удлинение рабочего дня на 30 минут+30 минут... в итоге ты зарабатывал чуть больше, но отдавал няне тоже больше, плюс увеличилось время стояния в пробках, ну и на здоровье это конкретно влияло, как итог - ты в прогаре.

- Да, дедлайны в столярке никого не сделали счастливее…

- Очень показательный момент отношения к бизнесу в этой семье да и в общем по Канаде. Я, работая за станком, получаю заказ на изготовление комода. Вижу, что заказчиком является второй сын хозяина, Мэтью, он заведует шоурумом и дизайнерами. И вот я, бросив все, начинаю резать именно этот заказ. Подходит Адам, его старший брат, и говорит, на каком месте плана я сейчас нахожусь, я показал, что режу заказ его брата. Он возразил, мол, нахера??какого хера??? его в последнюю очередь! он не приносит нам денег, поэтому его в самый конец! И я тогда офигел. Для меня это было неожиданно.
Эксклюзивное видео от Андрея с той самой фирмы.
-Расскажи немного о специфике Канадского мебельного дела.

- Во-первых, я не встречал в Канаде, чтобы какая-нибудь фирма занималась чисто распилом, а сборкой занимался кто-то другой. Как правило, здесь весь цикл замкнут на одной фирме: она делает замеры, она же делает дизайн, она же режет кухни, она же устанавливает, и, что довольно часто, сама же покупает материал где-то за тридевять земель. Например, листовой материал и фурнитура может закупаться напрямую из Китая.

Во-вторых, здесь все дома и аппартаменты, даже новые, продаются с уже готовыми кухнями. И если застройщик строит многоквартирный дом, то это прям золотая жила для тех, кто занимается кухнями.

-Да, интересно. А что касается производственных особенностей?

- Шкафы собираются не на конфирматы, а на соединение шип-паз. Детали шкафов сразу пилятся станком с ЧПУ, все шипы, все пазы делаются сразу при распиле, потом клеится кромка, а потом собираются шкафы. Собираются они на шип-паз+клей+мощная скоба.

Геометрия сразу классная и шкаф прочный. Удивило то, что плечом к плечу с мужчинами так же работают и женщины. Причем как на сборке, так и на монтаже кухонь. Удивило, как девчонки, которые моложе тебя, влегкую хватают шкаф и несут через весь цех, и никто из мужиков не пытается им помочь, как это было всегда в моем предыдущем опыте. Так же она одна может работать и на установке. Вообще одна. Сама поднимет шкаф, сама его выставляет, сама крепит к стене. Для меня это было удивительно. Сейчас я уже на это не обращаю внимания.
Детали...
- А как состоялся переход на «вольные хлеба»? Как пришёл к своей мастерской?

- В 2018-ом году мы купили дом, с отдельно стоящим гаражом в 42 квадрата. Я заранее знал, что хочу дом с гаражом, где построю свой большой ЧПУ станок и буду творить на нем красоту. Я не знал, что конкретно буду делать на этом станке. Я грезил резной мебелью: кофейные столики с резными ногами, столики-консоли и прочая красота. Я расспрашивал у своего босса, показывал ему картинки, спрашивал, есть ли тут подобные производства - ниша была не занята.

Я построил станок с ЧПУ с рабочим полем под местный стандарт листового материала, а именно, 4х8 фута, это примерно 1240х2480мм, такого размера тут и ЛДСП, и МДФ, и фанера. Бывают листы и больше, но именно 4х8 фута - очень ходовой размер. Ты сам в легкую можешь взять лист, тебе не нужен помощник.

- Разве в Канаде тоже дюймы? Как привык?

- Удивительно, Канада - страна в метрической системе, но все строительные материалы в дюймовой. Когда работал в первой фирме, которая заканчивала госзаказ на школу - это было что-то с чем-то: все чертежи, схемы, задания в миллиметрах, а все станки, все фрезы, весь материал - в дюймах, конструктор там просто вешался и очень часто ошибался при конвертации.

И когда я построил станок, то настроил его под метрическую систему, но потом, поработав с год, сдался и перешел в дюймовую систему. Как оказалось, все строители неспроста предпочитают дюймовую систему - там все всегда кратно и делится НА ДВА.

Вот у тебя доска из магазина 8 футов (с небольшим запасом), стандартная высота потолков - тоже 8 футов. Купил досок и при строительстве у тебя не остается обрезков. А все остальное обычно либо 2 фута, либо 4, ну и так далее. Деревянные профиля в местных стенах стоят на расстоянии в 16 дюймов, а это 1.5 фута. Все очень классно собирается!

Сейчас я занимаюсь производством кресел и стандартный размер подушек и чехлов - это 24"x24", и кресло с этими размерами прям четко входит в любую дверь и помещается в любую машину. Кстати, о машине. У меня пассажирский минивэн Toyota Sienna, где если сложить третий ряд кресел в пол, а второй ряд кресел убрать, то стандартный лист МДФ или ЛДСП ложится прям четко по размеру. Любые стандартные размеры досок тоже прям четко входят. Смотрю на владельцев местных пикап траков и мне их прям жалко: наберут себе 6-литровых говномесов, а как дело доходит до того, чтоб перевезти в нем что-нибудь полезное, так или по размерам ничего не влазит, или накрывать приходится чем-то отдельным, типа брезента. А минивэн - самое то, что надо!

- Познавательно.
Начало своего дела.
- Спустя 6.5 лет работы на фирму Адама, наладив и узнав все логистические маршруты, что и где купить, где и что достать подешевле, я решил уйти на хлеба вольные и решил заняться собственным производством. Еще работая на фирме, я начал продавать свои изделия.

- Как выбирал нишу и с каких изделий начинал?

- Сначала я решил изготовить 3D стол-консоль, чтоб все местные прям офигели от такого, но я не смог это продать. Оказалось, всем просто наплевать на резную мебель. И вот история про дороГобоГато - это что-то про Китай, Индию, Арабские страны, ну и, конечно же, страны СНГ. В Канаде это никому не интересно. Точнее, кассу на этом ты не сделаешь. Здесь всё предпочитают параллельное и перпендикулярное. Добавишь треугольное - прогоришь.

Потом нащупал свою нишу - accent chairs, акцентные кресла, стулья, в скандинавском стиле, в стиле Mid-Century Modern. В североамериканском дизайне как правило в living-room (гостиной) стоит большой диван, кофейный стол и напротив дивана - два кресла. И вот именно сейчас пошла тема на деревянные кресла-стулья, где рама, основание, подлокотники из ценных пород дерева (дуб, клен, орех, тик), безо всяких вензелей и резных штучек, чтобы было все изысканно, утонченно и не перегружено.
Изделия HaliWood.
- Интересная ниша. А как экономика складывается, расскажешь?

- Стоимость по материалам на одно кресло - около 200 CAD (канадский доллар), продаю я его за 650-700. Одно кресло режется станком примерно за 35 минут. Потом склейка и уморительный процесс шлифования... Казалось бы, что 450 баксов прибыли, но они даются совсем не легко. Моих мощностей хватает, чтобы в неделю делать 10-15 кресел. Но сделать не означает продать. Сделать сможет любой дурак, а вот продаааать. Да еще и не в своей стране. Да еще и без связей...

- Продажами тоже сам занимаешься?

- Мое производство состоит из одного человека - это я. Моя мечта была - семейный бизнес. Поначалу жена помогала мне шить чехлы, занималась продвижением, но потом она нашла работу, которая отнимала у нее 100% времени, и она перестала мне помогать. Сейчас я занимаюсь сам и дизайном, и столяркой, и швейной машинкой, и продвижением, и продажами.

- А можешь рассказать, как в Канаде с налогами?

- Есть одна довольно странная штука - это HST налог. Если у тебя оборот в год составляет более $31 000, то ты должен платить 15% HST. И это помимо налога с прибыли (а налог с прибыли зависит от дохода, и минимальный в нашей провинции 22%). Вот, скажем, ты продал какое-то изделие за $32 000, но потратил на него $31 000 (прибыль 1000),то ты должен заплатить налог $32 000x15%=$4800, а еще и налог с $1000 прибыли. Но как правило цена клиенту выставляется ЦЕНА+HST. То есть в моих реалиях, если кресло у меня $700, то клиент должен мне заплатить $700+15%=$805, а это уже не каждому клиенту по карману....+
Одно из флагманских изделий. Обратите внимание на соединения.
- Государство оказывает какую-то помощь малому бизнесу? Или может, наоборот, мешает?

- Государство, лично мне, никак не помогало и не мешало. Главное - платить налоги. Еще одна штука - ты должен иметь производство в специальных зонах, в зоне среди жилых домов ты не имеешь право заниматься производством. А я занимаюсь. Расстояние до соседей очень маленькое. И тут все зависит от тебя и от твоих отношений с соседями. Если им что-то не нравится, они вызывают полицию, и я больше не смогу работать у себя дома.
А так: получил HST номер, зарегистрировал свой бренд, платишь налоги раз в год - вперед и с песней!

-Для кого ты работаешь? Кто в Канаде покупает кресла за 800$ из небольших мастерских?

- Если говорить о среднестатистическом клиенте, то у меня в продвижении рекламы в соцсетях забит таргет на 30+ мужчин и женщин, интересующихся дизайном, путешествиями, здоровым образом жизни. Как правило, мои клиенты - это обладатели домов, люди, которые путешествовали по Европе, где-то 70% женщин и 30% мужчин, люди с высшим образованием.

- Я похожим образом таргет настраивал…

- Среди моих клиентов есть и владельцы крупных сетей автосервисов, и члены парламентов, и участники олимпиад и действующие тренеры сборных, и простые домохозяйки...

Вот с кем я работать не люблю, так это с дизайнерами. Во-первых, они - не держатели денег, а посредники между мной и клиентом. Теряешь с ними целый день на переписку, подбиваешь им цены с учетом материалов, цветов и прочего. А потом они теряются на неделю-другую, ты закупаешься материалом, а потом оказывается, что клиент передумал, а дизайнер просто забыла мне об этом сообщить, а изделия уже запущены в производство. Слава Богу, что я могу себе это позволить - я в легкую рано или поздно продам эти изделия другому.

Во-вторых, все дизайнеры хотят какого-то эксклюзива да еще и скидку за это просят.
Андрей со своим изделием в интерьере заказчика.
-Есть какие-то нюансы работы с частными заказчиками?

-Еще одной особенностью являются тетеньки-мечтательницы. Залетает вопрос в личку: "а сколько стоит, а какие есть цвета, а какие есть условия, а где вы находитесь?..." На все это общение уходит время. Затем она приезжает, полдня со мной разговаривает на отвлеченные темы, а потом оказывается, что их дом только в проекте и будет готов только через год... И вот они такие, совершенно не напуганные жизнью и большой инфляцией, могут себе позволить съездить за будущей мебелью к мастеру и совершенно не думают, что через год цены могут подняться в разы. Правда очень многие действительно приезжают через год.

-Конкуренцию чувствуешь?

-У меня есть несколько огромных плюсов по сравнению с конкурентами: во-первых, мои конкуренты - это Китай, Вьетнам, Индонезия, среди местных я не знаю, кто бы предлагал подобные изделия (accent chairs, dining chairs, barstools), местные мастера делают в основном большие обеденные столы или вырезают ножиком птичек и свистульки в виде птичек. Мои преимущества - это время изготовления заказа, это 1.5-2 недели, канадцы офигевают от подобного сервиса, некоторые клиенты приезжают даже из других провинций. Канады.

Быстрый сервис и цена, как если бы они заказывали в Индонезии. Плюс персональный подход. Я предлагаю клиентам выбрать древесину, цвет, цвет чехлов, даже жесткость поролона и ремней поддержки. Всего однажды мне вернули мое кресло - это когда у клиента собака погрызла подлокотник! Но я при них же отремонтировал и тут же отдал обратно.

-Как думаешь, что могло бы помочь тебе в работе?

- Самым большим минусом в моем бизнесе в Канаде является отсутствие какой-либо площадки для знакомства меня с клиентами. Я знаю, что есть клиенты, готовые платить и желающие купить мои изделия, но я никак не могу до них дотянуться. Есть только инстаграм (которым подобные клиенты вот только-только начинают пользоваться) и корявый и тупящий фейсбук и маркетплейс при этом фейсбуке. Очень не хватает какого-нибудь Авито или ВК, или даже Ярмарки мастеров. Так же огромным минусом является стоимость доставки изделий в другие регионы. Мои кресла идут в собранном виде, поэтому занимают довольно много места в грузовиках, и за это место приходится платить. Если брать в процентном соотношении, то в России доставка Питер-Москва занимает примерно 10-15% цены на изделие, а в Канаде доставка Галифакс-Монреаль (900км) 40-60% от стоимости.


Комплект барных стульев. Одна из популярных позиций.
-Пробовал выходить на какие-то местные маркет-плейсы, или работать с магазинами?

-Были попытки работы с местным магазином мебели. Надо сказать, что этот магазин отличается от привычного нам магазина. Он находится в даунтауне нашего города, имеет большую площадь, торгует всякими уникальными штуками, всякие состаренные ковры, бабушкины шкафы с сувенирными чашечками, стулья, сделанные вручную амишами (это такие религиозные общины в северной америке, отрицающие цивилизационные блага) и прочие подушки-коврики.

Владелица магазина сама вышла на меня и предложила сотрудничество. Так нахваливала мой товар, такие песни сочиняла! Взяла у меня с десяток разных кресел и стульев, потом подкидывала всякие проекты, тапа, уникального кофейного стола в виде какого-то сундука и прочего. Параллельно с этим магазином у нее еще и дизайнерский бизнес. Причем такого рода: клиент приходит к ней с деньгами, говорит, у меня есть $50 000 и новый коттедж, сделайте мне в нем все красиво. И вот она в этот проект втюхивает все из своего магазина, и бабушкин шкаф, и модерновые кофейные столы, и мои кресла.

Таким образом мои изделия и попали в интерьер одного из главных призов большой канадской лоттереи имени Королевы Елизаветы II. Этот приз- коттедж на берегу озера, стоимостью $4 млн. Была огромная рекламная кампания и по ТВ, и по радио, и в соцсетях, и были румтуры в этот коттедж. Мои кресла и барные стулья участвовали в этой лоттерее 2 года подряд. И это должно быть круто.

Да не совсем. Ведь под постами с данным интерьером спрашивали, что это за кресла, что это за барные стулья, а я не мог отвечать, что это мои стулья, ибо официальным поставщиком был магазин «Беллиссимо», а не я, и я был скован своими обязательствами. А обязательством перед этим магазином было такое - они хотели получить эксклюзивные права на мои изделия, а это означало, что только они имели право продавать мои кресла, и даже я не мог.

В итоге получилось так, что они не продавали мои кресла, а я не мог в открытую рекламировать свои изделия. Когда я задался вопросом, почему мои кресла и столы в их магазине не продаются, несмотря на такую классную кампанию в массмедиа, я пришел к ним в магазин и увидел, что вся моя мебель завалена всякими подушками, коврами, тарелочками и прочими безделушками. Словно основную кассу им делают не кресла за $1500, а подушечки за $10.
Изделия HaliWood в ассортименте местного винтажного магазина. На левой фотографии-кофейный столик; на правой-кресло.
- А как оцениваешь канадский рынок мебели? Что представлено и как это продаётся?

-Я бы оценил местные мебельные магазины как торговля ширпотребом. И еще Икея. 80% местных людей счастливы закупаться в Икее. Думаю, что во всем мире тенденция такова, где хорошо продается либо откровенный ширпотреб, либо эксклюзивный эксклюзив. Чем-то средненьким сложно удивить и заинтересовать. Когда я пытался распространять свои изделия через местные группы в фейсбуке, то люди четко разделились на 2 лагеря: одни кричали, что твоим креслам красная цена $50, ибо там затрат на $15, другие потихонечку подписывались, восхищались и покупали. В принципе, горлопанов за $15 было очень мало, но они были самые шумные и самые крикливые, поэтому они заметны более всего. Как в армии говорят, что дураков там всего 5%, но умелые кадровики так умеют их распределять, что они есть в каждой части и в каждом подразделении.

- А с дизайн-студиями сотрудничаешь?

- Была попытка работать с большой местной дизайнерской компанией, которая, в основном, работает с дизайнами гостиниц и ресторанов. Им понравились мои кресла, а собственница этой компании заказала 4 кресла конкретно к себе домой. Но вот какая фишка - чтобы иметь право располагать свои кресла в гостиницах или в ресторанах, изделия должны быть сертифицированы североамериканской мебельной ассоциацией. Кресла должны пройти испытания, все материалы должны иметь свой сертификат по безопасности и по износостойкости. Плюсом ко всему, когда участвуешь в большом проекте, то это растягивается на года: дизайн, утверждение, смета, утверждение, стройка, переделка, и до кресел доходит в самую последнюю очередь. К тому времени уже цена на материалы изменилась, все поменялось, работать тебе стало не выгодно.

Исходя из моего опыта, мне приятнее всего работать, как итальянский мастер - проснулся, когда захотел, выпил кофейку, пошел в мастерскую, сделал что-то красивое и интересное и уже в готовом виде выставил на продажу и продал - это самый кайф! Когда работаешь под чей-то заказ, или когда ограничен по времени и по дизайну - это очень расстраивает.


Эксперименты-тоже приятная часть работы.
-Не жалеешь, что ушёл в мебельное дело?

- Мне нравится заниматься тем, чем я занимаюсь. Я не могу назвать себя каким-то супермастером или дизайнером мебели. Скорее, я плагиатор и технолог. Вижу картинку в интернете, вдохновляюсь, пробую повторить, изменяю дизайн под тот, что я могу воплотить своими ресурсами и из местных материалов, и воплощаю это в жизнь.

- Какие планы по развитию?

- Хочу упорядочить свои изделия, сделать каталог, сделать нормальный удобный сайт и выходить на продажи по всей Канаде. Самое главное в этом деле - не выгореть. Потому что, когда работаешь сам и в столярке, и в шитье, и в продажах - выгораешь конкретно! Уже сам по себе чувствую.

Когда переходишь от столярки к швейной машинке, от швейной машинки к фотоаппарту, от фотоаппарата к продажам, в тебе как будто переключаются разные профили преднастройки, тебе каждый раз нужно переключаться из одного образа в другой. А на это требуется время. И затрачивается много энергии..

Скорее всего, рано или поздно, придется расширяться и нанимать помощника, но по производству, я и сам пока неплохо справляюсь, а вот продажа - это именно та отрасль, где мне очень нужен помощник, желательно среди местных и желательно со связями, ибо очень сложно добиться успеха в незнакомой стране, не имея связей и знакомств.

Как автор публикации и дизайнер мебели, я не приветствую заимствование Андреем дизайна некоторых своих изделий. Однако, считаю себя не в праве и осуждать. От души желаю Андрею успехов, развития и новых интересных проектов, уже со своим, оригинальным дизайном. Знаю, что этот процесс идёт. (Егор Курьянчик).
Made on
Tilda